ручник

Устройство, которое предназначено для удержания транспортного средства на длительный срок в местах остановки называется ручник или стояночный тормоз. Основное его предназначение – это обеспечение стоянки автомобиля на уклоне или для осуществления резких поворотов на спортивных автомобилях с задним приводом. Ручник по праву можно считать аварийной системой для остановки, поскольку конечный результат работы совпадает с гидравлической системой автомобиля. В случае экстренного торможения действие стояночного тормоза приводит автомобиль к полной остановке.

Устройство и принцип работы

Стояночный тормоз ни чем не отличает от остальных тормозных систем, поэтому в его комплектацию входит тормозной механизм и тормозной привод. Как правило, в стояночной тормозной системе применяется механический тормозной  привод, обеспечивающий связь между тормозным усилием водителя и тормозным механизмом. Воздействие человека передаётся по средствам специальной педали и ручного механизма.

В автомобилях наибольшую популярность получил ручной рычаг, который находится между водительским и пассажирским сиденьем, в передней части салона.  Ручник имеет храповой механизм, который обеспечивает фиксацию стояночной системы в заданном положении. На рычаге размещён датчик, который сигнализирует контрольной лампе, расположенной на панели приборов, что система находится в рабочем состоянии. Усилие, приложенное к ручнику, передаются по средствам тросов к тормозной системе. В состав тормозного привода стояночного механизма могут входить от одного до трёх тросов. Самая распространенная комплектация из трёх тросов: два задних и один центральный. Центральный трос связан с ручником, а задние тросы присоединены к тормозным механизмам, причём для распределения равномерной нагрузки между передней и задней частью устанавливают уравнитель.

Закисание и снижение функционала у тросов может быть вызвано не регулярным использование привода стояночной тормозной системы. Это болезнь всех транспортных средств с автоматической коробкой передач, где, по причине технической особенности автоматики, ручник можно не использовать. В наши дни можно встретить автомобили с электрическим приводом стояночной системы. В таких машинах двигатель непосредственно оперирует с дисковым тормозным механизмом, и такая конструкция стояночного тормоза  называется электромеханической.

Особенности тормозных механизмов

В современном автопроме, при разработке стояночного тормоза, на задних колёсах применяются штатные тормозные механизмы, которые наделены рядом особенностей.

У тормозного механизма в барабанном исполнении торможение выполняется благодаря отдельному рычагу, соединённого с одной стороны задним тросом, а со второй крепится к тормозной колодке. Вследствие работы механизма трос воздействует на рычаг, который давит на основную колодку, а так же на ведомую колодку барабанного механизма, что приводит к блокировке колёс.

На транспортных средствах с дисковыми тормозами стояночный тормоз может быть выполнен в барабанной, кулачковой или винтовой конструкции.

В винтовой конструкции блокировка колёс происходит благодаря поршню, который, вращаясь по резьбе, прижимает колодки тормоза к колёсному диску. С винтовой системой стояночного механизма  аналогична по своему строению и кулачковая конструкция. Отличие лишь в том, что возврат в исходное положение выполняется за счёт пружины колодочного тормозного механизма. В дисковых тормозах барабанного типа стоит рассматривать как отдельный комплекс, поскольку в данном случае используется в качестве тормоза вся рабочая поверхность диска.

Читайте также:

Поделиться ссылочкой: