Маховиком (либо “ маховым колесом “) называется тяжелый вращающийся диск, который может использоваться как устройство по накоплению кинетической энергии. Такое устройство еще называют “инерционным аккумулятором”.
Маховик – это колесо, представленное в виде массивного обода, которое устанавливается на автомобильный вал двигателя. Применяют его как инерционный аккумулятор механической энергии для того, чтобы уменьшить неравномерность вращения валов, находящихся в двигателе. В задачу маховика входит не только уменьшать неравномерность функционирования двигателя, но также и выводить поршни из состояния мертвой точки, облегчать запуск двигателя и способствовать нормальному плавному троганию транспортного средства с места.
Изготавливают маховик из чугунного материала, и представлен он в виде габаритного диска. Основная масса его приходится на обод. При помощи установленного на маховике зубчатого венца стартером производится запуск двигателя. Крепление маховика осуществляется на фланец коленвала при помощи болтов. При сборке двигателя, маховик соединяется с валом в определенном положении. Сохранение первоначальной балансировки получается за счет несимметричного расположения болтов, либо при помощи установки штифта. В основном всегда на ободе маховика нанесены некоторые метки, либо запрессованный шарик. По этим меткам определяют В.М.Т. поршневой первого цилиндра, когда устанавливают зажигание.
Двухмассовый маховик состоит из:
1. Первичный диск;
2. Вторичный диск;
3. Дуговая пружина;
4. Подшипник радиальный;
5. Зубчатый венец;
6. Ступица;
7. Фланец;
8. Отверстие для вентиляции;
9. Мембрана для уплотнения
10. Кольцевая камера, которая заполнена смазкой.
Двухмассовый маховик всегда должен проверяться на исправность, когда производится замена сцепления. Для полной проверки необходимо измерять характеристики дуговых пружин, но для данного процесса не обойтись без специального стендового оборудования. На сегодняшний день в станциях технического обслуживания имеется такое оборудование, хотя, оно появилось там совсем недавно. До недавнего времени механики могли только визуально осмотреть деталь. Поэтому они могли наблюдать только начальные симптомы серьезных конструкционных нарушений в системе двухмассового маховика . Например такие, как: утечка смазки, образование цветов побежалости, некоторые царапины, и другие. За последнее время начали наблюдать появление многих случаев, когда неисправность маховика заключалась в том, что вовремя не были выявлены некоторые нюансы, вследствие чего не удалось обнаружить процесс поломки.
Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые основные требования при замене двухмассового маховика, а также при установке нового узла. В основном это заключается в необходимости применять только новые крепежные системы, когда производится сборка маховика, а также постоянно контролировать грамотное и правильное положение относительно установочных штифтов.
Помимо советов, существуют и категорические запреты на некоторые технологические операции, когда выполняют различные работы с двухмассовыми маховиками. Основным запретом является недопущение механической обработки, к примеру, ни в коем случае нельзя производить перешлифовку рабочей поверхности маховика. Также запрещено устанавливать узлы , когда при рабочем процессе двухмассовый маховик подвергся падению на твердую поверхность.