Устройство сцепления и принцип его работы.
Сцепление относится к механизму передачи вращения, плавно включающийся и выключающийся, и который способен обеспечивать мягкое трогание транспортного средства с места, а также бесшумное переключение передач.
В устройстве автомобиля сцепление необходимо для того, чтобы при остановке автомобильного транспортного средства не требовалось каждый раз глушить двигатель. Мотор автомобиля имеет свойство постоянно вращаться, а колесам необходима остановка, а также периодическое разъединение в области двигателя. Довольно важную роль играет сцепление, когда автомобиль начинает трогаться с места. Сцепление позволяет плавным способом соединять неподвижный вал трансмиссии с вращающимся валом двигателя. Это происходит из-за того, что эти валы достаточно мягко притерты друг к другу. Водители транспортных средств, у которых мало опыта в вождении, зачастую совершают одну ошибку – педаль сцепления отпускают очень резко. В таком случае эти валы не могут плавно притираться, и от этого начинают резко присоединяться. В таком случае неподвижный трансмиссионный вал начинает останавливать вращающийся вал, и двигатель в свою очередь сразу начинает глохнуть от резко брошенного сцепления.
В основу функционирования сцепления входит трение относительно двух дисков, которые расположены на своем валу. Такое трение обусловлено тем, что на каждой поверхности диска присутствуют некоторые неровности. Даже у совсем гладкой поверхности есть минимальные неровности, которые на внешний вид могут напомнить горы, либо долины. И чем больше таких неровностей, тем большим будет коэффициент трения, и тем самым будет довольно проблематичней скользить на этой поверхности.
Ведомый диск сцепления и его устройство.
Состоит ведомый диск сцепления из диска, на котором стоят пружинные пластины с фрикционными накладками, соединенные между собой. Материал фрикционных накладок аналогичен тому, их которого выполняются накладки для тормозных колодок. Такой материал считается довольно стойким к стиранию, потому что во время функционирования сцепления на ведомом диске эти фрикционные накладки работают с проскальзыванием между дисками, тем самым позволяя достаточно хорошо добиться плавного хода транспортного средства, когда происходит переключение передач.
В самом центре ведомого диска сцепления находится ступица, имеющая шлицевое соединение. При помощи этих шлицов происходит установка диска на первичный вал коробки переключения передач. По нем он весьма хорошо может перемещаться вперед и назад, при этом, исключая возможность вращения диска на валу. Стоит отметить тот факт, как именно произведено соединение ступицы с ведомым диском сцепления. Для того, чтобы выровнять колебания крутящего момента (они очень часто могут возникать при работающем двигателе), а также для того, чтобы погасить крутильные колебания, через специальные пружины и фрикционные шайбы ступица подвижно соединена с диском. Очень важным является тот момент, чтобы диск со ступицей были очень хорошо отцентрованы при своем изготовлении. В обратном же случае может произойти поломка валов, когда диски будут вращаться.