Рядный двигатель – это двигатель внутреннего сгорания, у которого поршни вращают коленвал, а цилиндры стоят в один ряд. Такой двигатель считается самым простым по своей конструкции, и именно такими моторами были оснащены транспортные средства в самом начале автомобилестроения.
Вначале автомобильные двигатели конструировались двумя цилиндрами, которые были размещены в ряд. По мощности они не были большими, однако вес их был довольно весомым. Когда начал развиваться автомобильный спорт, служащий своего рода «двигателем процесса», при создании новейших технологий, появилась необходимость выпускать наиболее мощные моторы. Конструкторы начали увеличивать количество цилиндров, и в результате их вес и размер становился большим. Инженеры начали проектировать рядные двигатели с тремя, четырьмя, пятью и шестью цилиндрами. Но после эксплуатации такого нововведения можно было сделать вывод, что максимально эффективными приходятся двигатели только с четным числом цилиндров. Стоит отметить, что недорогие модели автомобилей оснащались четырьмя цилиндрами, а транспортные средства более высокого класса – с шестью. Рядные двигатели с тремя и пятью цилиндрами также выпускались, но их процент в сравнении с моторами четного количества цилиндров приходился совсем малым.
Основной причиной популярности моторов с четным числом цилиндров состояло в том, что такие двигатели максимально могут противостоять вибрациям в отличие от моторов с нечетным числом цилиндров. Именно поэтому инженеры-конструкторы решили изобрести способ, как максимально эффективно погасить вибрации. Это и привело их на развитие агрегатов и узлов, которые смогли подавить вибрации двигателя. Таким образом, рядный тип двигателя стал оборудоваться балансировочными валами, которые в народе называются «успокоителями». Они вращались в противоположную сторону от коленчатого вала, тем самым значительно устраняя появляющиеся во время функционирования поршней вибрации. Такие балансировочные валы применялись в основном на рядных двигателях с четырьмя цилиндрами, потому что на моторах с шестью цилиндрами практически не появлялось вибрации в связи с тем, что в них цилиндры уравновешенные.
Рядные двигатели, работающие на дизельном топливе и бензине, можно разделить на 2 группы исходя из угла наклона цилиндров:
1. Двигатель внутреннего сгорания, у которого блок цилиндров располагается вертикально.
2. Двигатель внутреннего сгорания, у которого блок цилиндров располагается под углом.
Достоинства рядных двигателей:
К положительным моментам в рядном двигателе относится:
- Простая конструкция;
- Равномерная изношенность деталей;
- Хорошие условия для работы кривошипно-шатунного механизма;
- Недорогое обслуживание двигателя и узлов.
К недостаткам рядного двигателя относится:
Стоит отметить, что в рядных двигателях практически нет недостатков. А те, которые существуют, в основном направлены на вес мотора, потому что из-за рядного его расположения цилиндров он занимает под автомобильным капотом весьма много места, особенно если его сравнивать в V-образным типом двигателя. В любом случае, даже если у рядного мотора и хуже габаритные характеристики, чем у остальных, эта проблема никак не решится, что нельзя сказать о высоте силовой установки. Такой нюанс вполне решается обычным уровнем наклона самого двигателя.