Карданной передачей
(по-другому она еще называется
«крестовиной»
) называют механизм, который передает крутящий момент между валами, пересекающимися в самом центре карданной передачи. Валы могут перемещаться взаимно, под углом. Довольно часто применяется карданная передача в разных деятельностях, где весьма трудно придать свойство вращения некоторым элементам.
В зависимости от типа транспортного средства, карданная передача способна соединять следующие механизмы:
- Главная передача ведущего моста и коробка передач;
- Передние ведущие колеса и полуоси;
- Раздаточная коробка и коробка передач;
- Главная передача среднего ведущего моста и заднего;
- Ведущие колеса и главная передача.
По своему строению, все карданные передачи одинаково устроены. Отличие состоит только в габаритах и форме на некоторых отдельных элементах.
Конструкционные особенности карданной передачи.
В карданной передаче присутствуют следующие элементы:
- Карданные шарниры;
- Эластичная муфта;
- Промежуточный и основной вал;
- Промежуточная опора с наличием подшипника;
- Некоторые соединительные механизмы.
Как устроена карданная передача:
- Эластичная муфта;
- Гайка;
- Болт;
- Пробка;
- Манжета;
- Грязевой отражатель;
- Фланец на переднем карданном вале;
- Фланец на промежуточном вале коробки переключения передач;
- Центрирующее кольцо;
- Вкладыши в эластичной муфте;
- Уплотнитель для центрирующего кольца;
- Промежуточный вал коробки переключения передач;
- Шлицевой конец в переднем карданном вале.
При помощи двух фланцев муфта способна соединить коробку передач с передним карданным валом. За счет центрирующего кольца, расположенного на валу коробки передач, а также за счет центрирующей втулки, находящейся во фланце карданного вала, эти два механизмы и совмещаются.
Изготовляют карданный вал из стальной трубы. На переднем валу присутствуют шлицевые наконечники, а на заднем – вилки карданных шарниров.
Под промежуточной опорой понимается шариковый подшипник, установленный непосредственно на кронштейне, в самом центре резиновой подушки, создающей изоляцию.
Карданный шарнир представлен в виде двух вилок, которые соединены между собой при помощи крестовины. Эти вилки крепятся на карданных валах. На шипах, которые присутствуют на крестовине, расположены игольчатые подшипники с наличием уплотнительных колец.
Разновидности карданной передачи.Основным механизмом в карданной передаче является карданный шарнир.
Исходя из различной конструкции шарниров, существует несколько типов карданных передач:
- Карданная передача с шарниром равных угловых скоростей;
- Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей;
- Карданная передача с полукарданным жестким шарниром;
- Карданная передача с полукарданным упругим шарниром.
По своему количеству валов карданные передачи бывают:
- Одновальная карданная передача;
- Двухвальная карданная передача;
- Многовальная карданная передача.
По своему количеству шарниров карданные передачи бывают:
- Одношарнирная карданная передача;
- Двухшарнирная карданная передача;
- Многошарнирная карданная передача.
Карданная передача с шарниром равных угловых скоростей.
Такая карданная передача довольно широко применяется в переднеприводных автомобильных транспортных средствах для того, чтобы происходило соединение дифференциала, а также ступицы а ведущем колесе.
В карданную передачу с шарниром равных угловых скоростей включается два шарнира, которые соединены при помощи приводного вала. Тот шарнир, который расположен ближе к коробке переключения передач (так называемому дифференциалу) называется «внутренним». А тот, который расположен противоположно ему, тот называется «внешним».
Для того, чтобы максимально снизить уровень шума, такая карданная передача применяется в трансмиссиях транспортных средств, у которых полный, либо задний привод. В таком варианте шарнир неравных угловых скоростей будет уступать более новой конструкции ШРУС.