Самым распространенным аккумулятором сегодня является свинцово-кислотный тип. Его изобрели в 1859 году, сделал это физик Гастон Планте во Франции. Такой аккумулятор применяется не только для автомобильных транспортных средств, но также и для аварийных источников электроэнергии.
Принцип действия свинцово-кислотного аккумулятора.
Если говорить о принципе действия такого аккумулятора, то он основан на электрохимической реакции диоксида свинца со свинцом в сернокислотной среде. После того, как оксид свинца и серная кислота взаимодействует до сульфата, появляется энергия. После некоторых исследований, проведенных в СССР, стало ясно, что в свинцовом аккумуляторе проходит около 60 реакций, 20 из которых проходит без кислоты электролита.
Когда идет разряд аккумулятора, диоксид свинца на катоде, а также окисление свинца на аноде начинают восстанавливаться. Когда осуществляется заряд аккумулятора, то начинают протекать некоторые обратные реакции. По окончанию зарядки к ним начинает присоединяться реакция электролиза воды, которая в свою очередь сопровождается некоторым выделением кислорода (положительный электрод) и водорода (отрицательный электрод).
Эксплуатация свинцово-кислотного аккумулятора.
Когда осуществляется эксплуатация данного аккумулятора в автомобиле (когда открыта крышка над банками) по неровным дорогам, проводящий электролит начинает просачиваться на корпус аккумулятора. Чтобы не допустить сильный саморазряд, нужно периодически проводить нейтрализацию электролита методом протирания корпуса, к примеру, слабеньким раствором пищевой соды, либо развести в воде хозяйственное мыло, пока не образуется жидкое сметанное состояние. Помимо этого, в жаркий период года вода начинает испаряться из электролита, за счет этого повышается его плотность и увеличивается напряжение. Вследствие этого могут оголиться свинцовые пластины. В связи с этим нужно всегда следить за тем, какой уровень электролита содержится в аккумуляторе, и в свое время доливать дистиллированную воду.
Если проводить такую операцию своевременно, то это значительно увеличит эксплуатационный срок Вашего аккумулятора.
Устройство свинцово-кислотного аккумулятора.
Свинцово-кислотный аккумулятор состоит из отрицательных и положительных электродов, которые в свою очередь находятся в электролите. Представлены электроды в виде свинцовых решеток. Активное вещество в положительных электродах – это перекись свинца. В отрицательных – губчатый свинец.
Электроды изготовляются не из чистого свинца. Они выполнены из сплава, в который добавляют 1-2% сурьмы, чтобы увеличить примеси и прочность. Зачастую для легирующего компонента добавляют соли кальция (на две пластины, либо только на положительных электродах). С применением солей кальция получаются не только положительные моменты, но также присутствуют и некоторые недостатки в области использования свинцово-кислотного аккумулятора. Например, когда аккумулятор подвергается серьезному разряду, у него сильно понижается емкость.
Электроды находятся в электролите, который состоит из серной кислоты и разбавленной дистиллированной воды. Максимальная проводимость такого раствора присутствует при комнатной температуре (это означает: минимальное внутреннее сопротивление, а также минимальная внутренняя потеря) и при его плотности, составляющей 1,23 грамм на кубический сантиметр.