Рама
– это разновидность несущей системы автомобиля, использующаяся в настоящее время на легковых машинах
с повышенной проходимостью, некоторых моделях спортивных машин и грузового автотранспорта.
Преимущества
К положительным качествам разьёмно-разделительной силовой схемы
можно отнести простоту, невысокую стоимость, стойкость к значительным нагрузкам, унификация базовых моделей автомобиля. Но, в свою очередь, при использовании рамы, вес автомобиля увеличивается. При проектировании и создании рам для автотранспорта возникает определенная сложность, заключающаяся в исполнении зон запрограммированной деформации в задней и передней части, что может тем самым снизить уровень пассивной безопасности.
На раму крепятся большинство из всех узлов и агрегатов систем машины: двигатель, кузов, системы управления, передняя и задняя подвески, трансмиссия и др. Все вместе они являются
шасси автомобиля
.
Разновидности
Основные виды рам различают по конструкции:
• хребтовые или центральные;
• лонжеронные;
• решетчатые или пространственные;
• комбинированные.
Широкое распространение получили
лонжеронные рамы
. Лонжеронная рама соединяет две продольные балки (лонжероны) и поперечины, которые находятся между ними.
Лонжерон
– это металлическая балка, имеющая открытое или закрытое поперечное сечение (закрытый короб, швеллер, двутавр), с большой жесткостью на изгиб.
Хребтовая рама
состоит из поперечин, которые прикреплены к продольной несущей балке. Центральной балке, как правило, свойственно трубчатое сечение. Отдельные элементы трансмиссии располагаются внутри балки. Этот вид рамы имеет большую крутильную жесткость , чем лонжеронная рама. Для хребтовой рамы необходима независимая подвеска всех колес. Эта рама является «изюминкой» чешских автомобилей Tatra. Из-за того, что хребтовая рама имеет сложную конструкцию, она широко не распространена и в настоящее время к ней прибегают редко.
Решетчатая рама
применяется в конструкции спортивных автомобилей и автобусов. По своей сути она похожа на несущий кузов. Эта рама обеспечивает высокую жесткость на кручение и имеет небольшую массу.