Что же такое фрикционная муфта? Это специальное устройство, предназначенное для передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.
Подобные муфты помогают осуществить при различных скоростях плавное сцепление, что успешно применяется в машиностроении и конструкции сцепления автомобиля. Кстати, из-за того, что данное устройство не способно передать через себя больший момент, чем момент сил трения (контактирующие фрикционные элементы просто начинают проскальзывать), фрикционная муфта может стать эффективным предохранителем машин от динамических перегрузок.
Какие бывают типы фрикционных муфт?
По типам трущихся поверхностей различают следующие муфты: цилиндрические, конусные и дисковые. Последние бывают одно- и многодисковыми; трение в них происходит по торцевым поверхностям. В конусных муфтах рабочие поверхности, как следует из названия, имеют коническую форму. Цилиндрические же (к ним относятся ленточные, колодочные и другие) обладают цилиндрической поверхностью контакта.
Наибольшее распространение получили дисковые муфты.
По типу сил трения муфты делятся на сухие и масляные.
Масляные муфты работают со смазочным материалом, а сухие, соответственно, без него. Муфты первого типа применяются тогда, когда в конструкциях механизмов необходима передача большого момента. Смазывание помогает продлить срок службы рабочих поверхностей, однако конструкция муфты усложняется.
Муфты фрикционные , изготавливаемые из чугуна сч30, конструкционной стали, обеспечивают сжатие поверхностей трения. Они по контактному давлению рассчитываются на прочность. Для каждой из отдельных конструкций вычисляется сжимающая сила, после чего результат делится на площадь контакта. Расчетное контактное давление ни в коем случае не должно превышать допускаемое для выбранного материала.
Фрикционные муфты бывают сцепными (их еще называют муфтами сцепления), дисковыми и предохранительными . Муфта сцепления за счет трения разъединяет, плавно соединяет входной/выходной вал. Предохранительная муфта пускается в ход в том случае, если для разделения входного/выходного валов превышается предельная величина Крутящего момента.
Дисковые муфты бывают одно-, двух- и многодисковыми. Сейчас преимущественно используются однодисковые с фрикционными вставками. Для того, чтобы обеспечить удобство в ремонте их устанавливают консольно. Блокируются они тормозом, системой управления или жесткой связью.
Пневматические или гидравлические силовые цилиндры применяются при управлении муфтой, когда необходима быстрота действий при больших передаваемых моментах, так как механические и электромагнитные устройства не способны обеспечить возникновение достаточного усилия, которое передается на нажимный диск. Электромагнитные муфты хорошо подходят для работы в прессах небольшого усилия, то есть до 100 Кн.
Многодисковые фрикционные муфты позволяют облегчить компенсацию снижения крутящего момента за счет увеличения осевой нагрузки, без угрозы появления износа.