Название «седан» по одной из версий было образовано от названия города Седан во Франции, который специализировался на производстве дорожных карет в 19-ом веке.

Седаном называют закрытый кузов легковой машины с 2-мя или 3-мя рядами сидений (3 ряда Вы можете увидеть в «Чайка» ГАЗ-14 или ЗИМ). Багажник в седане структурно отделен от салона. Должны заметить, что в начале своей истории в таких автомобилях багажник выглядел как чемодан-кофра, прикрепленный к задней стене кузова, или же вовсе отсутствовал. В автомобилях такого типа кузова нет в задней стенке подъемной двери.

Седан является наиболее распространенным типом кузова среди кузовов легковых авто.

Поговорим об особенностях

В данном типе кузова может быть как 2-х так и 3-х объемный кузов. Где-то до конца сороковых годов прошлого столетия большинство седанов было сделано 2-хобъемными (например, ГАЗ-М-20 «Победа» и почти все седаны, выпущенные до 30-х годов). Однако на сегодняшний день седан преимущественно встречается с 3-хобъемными кузовами. Сейчас так же намечается тенденция к сливанию в один объемов кузова седана.

Данный тип кузова предполагает практически всегда жестко закрепленное в рамке заднее стекло (не опускающееся и не поднимающееся). Спинка заднего сидения может иметь лючок, или же имеет возможность откидываться по секциям или целиком, чтобы перевозить какие-либо длинные предметы.

В 60-е гг. прошлого столетия в США Mercury имели исключительный тип кузова, созданный на базе седана и хардтоп-седана. Назывался он Breezeway. В его раннем варианте заднее стекло могло опускаться, а несколько позже появилось откидное заднее стекло с электроприводом. Оно откидывалось вверх и вперед, чтобы обеспечить лучшую вентиляцию. Но такой тип кузова не получил широкого распространения, с появлением систем кондиционирования воздуха и вовсе перестал использоваться.

В Северной Америке седан является очень популярным типом кузова. Хотим отметить, что до 50-х гг. 4-хдверные седаны были менее распространены, чем 2-хдверные. Где-то начиная со второй половины 50-х седан сдал свои позиции, и уступил свою популярность 2-хдверному хардтопу. Но уже в 70-х, на передний план вышли 4-хдверные седаны, на которые и в наши дни там приходится основная масса выпуска легковых машин.

До 2-ой половины 60-х гг. в Европе также популярностью обладали 2-хдверные седаны («Фиат-600», «Фольксваген-Жук», большинство ранних моделей «Опель-Кадетт» и другие). Другие же, более крупные машины обычно тоже были седанами, но только 4-хдверными. Правда, вскоре практичные 3-х и 5-тидверные хетчбэки вытеснили на задний план 2-х и 4-хдверные седаны.

Но все же на территории бывшего СССР и в большинстве стран «третьего мира», седан остается наиболее популярным типом кузова.

Разновидности седана

Классический седан. В нем 3 четко выраженных объема (это салон, моторный отсек и багажник) и центральную стойку. Длина моторного отсека и багажника примерно одинаковы. В 50-хх – начале 60-хх гг. наблюдалась модная тенденция создания багажника и капота одной днины, иногда первый был даже длиннее. После середины 60-х гг. длина багажника постепенно становится меньше, однако увеличивается в высоту для сохранения объема. С течением времени это сформировало тот клиновидный силуэт седанов, что мы наблюдаем сейчас. Подобная форма кузова считается так же целесообразной с точки зрения аэродинамики.

Нотчбэк. В Сев.Америке это любой 3-хобъмный кузов, в Европе же так называют хэтчбэки и лифтбэки с небольшим уступом на задней покатой дверце.

Хардтоп. 4-хдверный седан без центральных стоек. Здесь часто отсутствуют наружные рамки на стеклах дверей или же они могут убираться.

Фастбэк. 2-х или 4-хдверный седан с 2-мя объемами и покатой задней стеной кузова или же с не очень четко выраженным 3-им объемом.

2-хдверный седан. Иногда его еще называют тудором ( от англ. «two doors» – «2 двери»). Не следует путать с купе, хотя на практике разница между ними едва заметна.

Длиннобазный седан. Характерные черты: удлиненный кузов, часто 3 ряда сидений, в отличие от лимузина – отсутствие перегородки в кузове. Обычно имеют 3 боковых окна.

Лифтбэк. Не является разновидностью седана. Это кузов промежуточный между хэтчбэком, седаном и универсалом.

4-хдверное купе. Так условно называют некоторые 4-хдверные седаны с общей спортивной динамикой и более низкой линей крыши, что создает пропорции более характерные для купе.

По числу боковых окон. Раньше было принято классифицировать кузова по наличию боковых окон. Седаны с 3-мя окнами на боковине получали название шестиконных, а с 2-мя – четырехконных. Сейчас данная классификация не применяется.

Преимущества и недостатки седанов

К преимуществам данного типа кузова легковой машины можно отнести его представительский вид, относительную универсальность и изолированность багажника от пассажирского салона.

Недостатками же являются ее небольшой относительно универсала объем грузового отсека, в большинстве случаев отсутствие возможности трансформации салона, а так же, как и у всех 3-хобъемных кузовов, нерациональное использование длины авто.

Читайте также:

Поделиться ссылочкой: