Россия занимает лидирующие позиции в рейтинге самых дорогих дорог в мире. При этом почему-то и не пытается сократить затраты как минимум на 15-20%, к примеру, за счет использования современной дорожной сетки. Данная технология уже давно используется в Европе и Америке (практически все новые дороги в мире строятся с помощью этой технологии). Для России же это направление пока новое и перспективное.
Что касается реального положения дел, то учитывая дефицит местных бюджетов в 2009 году, то можно только догадываться, сколько дорог было построено в действительности.
Хотя это тот самый редкий случай, когда действительность может приблизиться к статистике, если использовать несложные современные технологии, к примеру, геосетку.
Она представляет собой плоскую водопроницаемую синтетическую сетку, которую прокладывают между слоями дорог. Благодаря чему повышаются транспортно-эксплуатационные показатели дороги, и сокращаются расходы на строительство трассы.
На западе рынок геосеток хорошо развит и давно сформирован. Основными лидерами являются компании «HUESKER», «Kord», «Maccaferri». В России же этот рынок только зарождается.
Одним из первооткрывателей стал холдинг «Сибур». В августе 2009 года он запустил производство геосеток из полипропилена в Кемеровской области. Мощность производства – 3 тысячи тонн в год. Второй площадкой «Сибура» стала Тульская область. В сентябре 2009 состоялся запуск второй линии, аналогичной производительностью – 3 тыс. тонн в год. К 2011 г. «Сибур» планирует занять долю в 20% на рынке геосеток из полипропилена. Она предназначена для асфальтобетона, с ее помощью замедляется процесс разрушения и деформации, продлевается срок службы дороги.
Другой вид дорожных сеток предназначен для грунта. Это геосетки из высокомодульных ПЭФ нитей с покрытием ПВХ, они производится из полиэфира. В числе крупных производителей: российская «Гео-Р», и белорусская «ТехноТекс» (с 2007 г. работает представительство в России). Обе компании вывели на рынок первую дорожную сетку из ПЭФ нитей в 2009 году. Компания «ТехноТекс» уже освоила белорусский рынок и в конце 2010 года планирует предложить продукцию в России.
По словам директора завода ОДО «ТехноТекс», Павла Петрова, геосетки из ПЭФ нитей с покрытием ПВХ для российского рынка являются импортозамещающим проектом и в некоторой степени даже передовым. Сейчас потребности рынка закрываются довольно дорогим импортом.
Стоимость геосеток российского производства значительно скромнее. Разница в цене достигает от 20 до 40%, при этом свойства и технология использования одинаковы.
Геосетку укладывают на песчаный слой, сверху кладут щебень. (Сетка может быть разной крупности в зависимости от фракций щебня). Геосетка позволяет щебню не уходить в песок, но при этом сохранять все свойства (упругость, прочность и т.д.). За счет геосетки из ПЭФ нитей происходит экономия песчано-гравийной смеси от 15% до 40%. А за счет ПВХ покрытия сетка становится более долговечной (срок разложения ПВХ – 100 лет).
В итоге сократить стоимость дорог можно дважды – за счет возможностей самой геосетки и за счет покупки ее у местного производителя. Пока же российские дороги остаются самыми дорогими в мире. Для сравнения: средняя стоимость одного километра в Китае $2,2 млн, в странах Евросоюза – $6,9 млн, в США – $5,9 млн. В России же, согласно Федеральной целевой программе модернизации транспортной системы России, средняя стоимость километра в 2010 – 2015 гг. составляет $17,6 млн. А в Краснодаре и Новороссийске построены участки по цене $32 млн за километр. Трасса Москва – Петербург стоила $65 млн за километр. Рекордсмен – западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, 1 километр в среднем стоит $140 млн.