Кривошипно-шатунный механизм – это механизм, который осуществляет процесс функционирования двигателя. Предназначен для действия возвратно-поступательных движений поршневой во вращательные на коленвал. Тип двигателя автомобиля определяется по расположению своих цилиндров.
Существует несколько типов кривошипно-шатунных механизмов:
1. Однорядные, имеют вертикальное перемещение поршневой, а также перемещение под углом, которое применено в рядных типах двигателя.
2. Двухрядные, имеют перемещение поршневой под углом и применяются в V-образных типах двигателя.
Стоит уточнить, что двухрядные и однорядные механизмы, у которых горизонтальное перемещение, применяют в том случае, когда размер двигателя ограничен по своей высоте.
Принцип действия кривошипно-шатунного механизма:
Под воздействием давления газов, поршневая система начинает совершать поступательные движения относительно коленвала. При помощи “ шатуна-вала ” и “ поршня-шатуна “, это поступательное движение поршневой переходит во вращательное.
Состав коленчатого вала:
1. Противовесное устройство
2. Шейки шатунные
3. Шейки коренные
Кривошипно-шатунный механизм устроен следующим образом:
Поршневой механизм принимает на себя давление высокотемпературных газов и отдает его непосредственно шатуну. Изготавливают сам поршень из алюминия. Движение возвратно-поступального характера происходит в гильзе самого цилиндра.
Состав поршня прост: юбки и единые головки. У головки поршневой может быть выпуклая, плоская, либо вогнутая форма, а также вполне может быть осуществлена камера сгорания (это касательного дизельных двигателей). С внешней стороны нарезаны своеобразные канавки для поршневых колец, которые подразделяются на два типа: компрессионные, и маслосъемные.
У компрессионных колец есть свойство препятствовать прорывающимся газам в картер мотора, а у маслосъемных - удаление лишнего масла по стенкам цилиндра. В юбке оборудованы две ямки для того, чтобы там размещалось поршневое кольцо, которое будет соединять между собой шатун непосредственно с самим поршнем.
От поршневой на коленвал передается усилие шатуном, который специально для этой цели имеет соединение шарнирного плана как с самим поршнем, так и с коленвалом. Изготовление шатунов происходит из стали, причем способом либо ковки, либо штамповки. Однако, стоит уточнить, что для спортивного класса автомобилей шатуны отливают из титанового сплава.
Состав шатуна следующий: нижняя и верхняя головка, и стержень. Поршневой палец размещен в верхней части головки. Поршневое кольцо может совершать вращение в ямках поршня и в головке шатуна. Этот палец иногда называют “плавающим”. Шатуновый стержень оборудован двутавровым сечением. Нижняя головка изготовлена в разборном виде, это собственно и дает возможность обеспечения соединений непосредственно с шейкой коленвала. В современной технологии присутствует раскалывание шатуна, точнее его нижней цельной головки. Именно за счет того, что у нее очень хорошая поверхность изломов, и проявляется достаточно точное соединение частей в нижней головке.
Применение кривошипно-шатунного механизма:
Этот механизм применяется в транспортных средствах, в двигателе внутреннего сгорания, поршневом насосе, поршневом компрессоре, швейной машине, а также и в кривошипном прессе.