Предназначение лямба-зонда:
В связи с жесткими законами, касающихся экологических проблем, по нормам ввели закон о
введении каталического нейтрализатора
для автомобильных транспортных средств. В народе называют его просто
“катализатор”.
Катализатор
- это устройство, которое способствует понижению содержания различных вредных веществ, находящихся в выхлопных газах, и которые могут неблагоприятно сказаться на здоровье людей и природе. Этот катализатор – довольно полезная и эффективная вещь, но, однако, ее эффективность наблюдается только лишь на определенном условии. Если постоянно не контролировать состав топливно-воздушных смесей, у катализаторов никак не получится служить долговечно. Вот именно здесь и помогает кислородный датчик. По-иному его еще называют
“О2-датчик”, либо “лямба-зонд” (ЛЗ).
Принцип работы датчика кислорода (лямба-зонда):
Кислородный датчик функционирует по определенным принципам гальванических видов элемента с относительно твердого состава электролита, причем он идет по виду керамики из такого состава, как диоксид циркония (ZrO2). Этот керамический элемент легирован оксидом иттрия, а сверху него присутствуют проводящие ток простые электроды методом напыления, и сделаны они из платинового материала. К одному из этих электродов поступает воздух от выхлопных газов, а к другому – воздух из атмосферы. Благодаря тому, что измерения кислородного остатка в отработавшем газу проходит довольно эффективно, кислородный датчик “лямба-зонд” обеспечивает температуру разогрева в пределах 300-400 гр. по Цельсию. Лишь в таком условии у циркониевого электролита становится хорошая проводимость, а количественная разница в атмосферном кислороде, а также кислороде выхлопных труб приводит к приобретению на электродах кислотного датчика выходного напряжения.
Когда холодный двигатель прогревается, либо запускается, то это впрысковое управление происходит без работы этого датчика. А корректирование топливо-воздушной смеси происходит от сигналов иных датчиков (например, положение заслонки дросселя, температура жидкости охлаждения, число оборотов коленчатого вала, а также и других). Главная особенность циркониевого ЛЗ заключается в том, что даже при малейшем отклонении в составе смеси от положенного (а положено 0,97 Ј l Ј 1,03), сразу изменяется его непосредственное напряжение со следующим скачком: от 0,1 до 0,9 В.
Помимо циркониевого лямба-зонда бывает и кислотный датчик, в основе которого содержится двуокись титана (TiO2). Когда изменяется содержание в отработавшем газу О2(кислорода), кислотный датчик начинает менять объемный вид сопротивления. Генерации ЭДС титановый датчик не подвержен, у них довольно сложная конструкция. В ценовой категории они значительно дороже циркониевого, соответственно, особого спроса у них нет, даже не смотря на тот факт, что они установлены заводом-изготовителем в таких моделях автомобилей, как Ниссан, БМВ, Ягуар.
Чтобы повысить чувствительность у лямба-зонда при низкой температуре после того, как произошел запуск охлажденного двигателя, зачастую используется подогрев принудительного характера. Внутри датчика из керамики находится специальный нагревательный элемент (сокращенно НЭ), который без особой проблемы можно подключить к электрической сети автомобиля.