Довольно часто можно услышать такую фразу, мол “тормоза придумали трусы”, однако вряд ли кто-то сядет за руль своего автомобиля, если не будет уверен в полной исправности тормозной системы . Иметь качественные тормозные колодки – это одно из самых главных условий, которое поможет ощущать себя уверенно и комфортно за рулем своего автомобиля в любых ситуациях. К основным показателям качества тормозных колодок можно отнести отсутствие скрипов и отсутствие тормозной пыли в области литых дисков.
Тормозные колодки (порой их называют “башмаками”) – это часть тормозной системы, а также главный ее рабочий компонент. Благодаря этой тормозной колодке происходит тормозное ускорение, когда тормозной диск, либо поверхность катания колеса подвергается силе нажатия в тормозной момент. Применяются тормозные колодки абсолютно на всех видах колесных транспортных средствах.
Иногда “тормозной колодкой” могут называть противооткатный упор, который применяется для дополнительной фиксации автомобиля поставленного на стоянку.
Устройство тормозных колодок:
Тормозная колодка представлена в виде металлической пластины, которая является основой, на которой расположена фрикционная накладка. У колодки с накладкой повторяется форма поверхности, где они непосредственно прижаты – диск, либо барабан. У диска прямая плоскость трения, а у барабана – дугообразная. Крепление накладки происходит при помощи специального клея, либо заклепок. Помимо этого, в некоторых автомобилях заводом-изготовителем в колодке установлен датчик ее износа.
Тормозные колодки состоят из керамики, синтетического каучука, специальных смол, минеральных и органических волокон, модификаторов и наполнителей. По своему составу они довольно сложные, и каждая фирма по их изготовлению делает это по-своему. Вся сложность состоит в том, что когда колодки производят торможение, они очень сильно нагреваются, иногда температура доходит даже до тысячи градусов по Цельсию. Но при всем этом они должны вполне хорошо переносить такую температуру, более того – не подвергаться разрушениям, а также не потерять свои фрикционные свойства.
Больше всего тормозные колодки боятся воды, масла, перегревов и агрессивных жидкостей, например таких, как “тормозная жидкость”, либо “антифриз”. Когда замечается недостаточное торможение, различные скрипы, необходимо производить замену тормозных колодок. Стоит заметить, что их замена происходит только попарно.
Принцип действия тормозных колодок:
В работе тормозного механизма колодочного типа в основу положен принцип преобразования энергии. Кинетическая энергия, которая представлена в данном случае, начинает преобразовываться в тепловую благодаря постоянному трению колодки о барабан, тормозной диск, либо о колесную пару. Когда производится торможение, в тормозном приводе появляется давление воздуха, передаваемое на некоторые исполнительные тормозные механизмы, такие, как тормозной кулак, либо тормозные цилиндры. Именно благодаря этим механизмам происходит прижатие тормозной колодки непосредственно на барабан, или диск. Если прижим колодки сильнее, тогда соответственно, сила торможения будет большей. Более того, при этом происходит нагревание пары трения колодка-диск (либо барабан-колодка) и вбирание кинетической энергии передвигающегося автомобиля, после чего происходит его остановка.