Поршень – это цельный конструктивный элемент двигателя, условно разделяющийся на головку (либо иногда ее еще называют “днищем”) и юбку. Конструкция поршня и его форма в основном зависит от типа двигателя, процесса сгорания, который протекает в ней, и формой относительно камеры сгорания. У поршня в бензиновом типе двигателя присутствует плоская, либо наиболее близкая к плоской поверхность головки, в которой могут быть небольшие канавки, предназначенные для полного открытия клапанов. У поршней двигателя с наличием впрыска топлива имеется более сложная форма. У поршней с двигателем дизельного типа используется камера сгорания специальной формы, обеспечивающая достаточно хорошее завихрение и наилучшее смесеобразование.
Снизу головки поршня присутствуют канавки для того, чтобы была возможность установить поршневые кольца. Юбка поршня , по своей конструкции, конусообразная и криволинейная (бочкообразная). Для того, чтобы снизить вероятность потери трения, с боковой части поверхности поршня кладется слой антифрикционного материала. В основном это графит, либо дисульфид молибдена. На поршневой юбке имеются отверстия с бобышками (приливами) для того, чтобы было достаточно хорошее крепление в области поршневого пальца.
Охлаждение поршня выполняется несколькими способами, причем со внутренней стороны поверхности:
1. Методом масляного тумана в области цилиндра;
2. Методом разбрызгивания масла через шатунное отверстие;
3. Методом разбрызгивания масла при помощи специальной форсунки;
4. Методом впрыскивания масла в зоне колец непосредственно в кольцевой специальный канал;
5. Методом циркуляции масла в головке поршня в области трубчатого змеевика;
У поршневых колец образовывается весьма плотное соединение стенок цилиндра с поршнем. Изготовление их осуществляется из модифицированного чугуна. Поршневые кольца приходятся основным источником трения, находящимся в двигателе внутреннего сгорания. В поршневых кольцах потеря на трение может достичь 25-ти процентов из всех механических потерь, возможных в двигателе.
От назначения двигателя полностью зависит расположение поршневых колец и их число. Наиболее распространенный вариант, это когда установлены 2 компрессионных и 1 маслосъемное кольцо. Кольца компрессионного типа предназначены для препятствования прорывам газа из камеры сгорания непосредственно в картер двигателя. У компрессионного кольца, расположенного первым, более тяжелые условия для работы. Именно из-за этого, на поршнях дизельного и нескольких бензиновых типа двигателя, в кольцевой канавке установлена специальная стальная вставка, которая повышает прочность, а также позволяет реализовать наибольшую степень сжатия.
У компрессионных колец могут быть формы следующего типа:
1. Трапециевидная форма;
2. Бочкообразная форма;
3. Коническая форма;
4. С применением пореза (выреза).
Маслосъемное кольцо применяется для удаления лишнего масла, скопившегося на поверхности цилиндра, а также для предотвращения попадания масла непосредственно в камеру сгорания. У такого кольца имеется много дренажных отверстий, у некоторых присутствует пружинный расширитель.
“Поршневая группа” - это устоявшееся общее название для поршня, поршневых колец и поршневого пальца.