Высоковольтные провода на зажигании применяются для того, чтобы в системе зажигания было высокое напряжение, точнее говоря – от вторичной обмотки катушки зажигания на распределитель и свечи зажигания. У таких проводов имеется специальная высоковольтная изоляция. В их основную функцию входит не только проводить высокое напряжение, но также и подавлять радиопомехи, которые создаются системой зажигания.
Более всего распространены “жигулевские” высоковольтные провода, у которых конструкция довольно проста. Сердечник провода, который представлен в виде шнура из льняной пряжи, помещен в некоторую оболочку, которая в свою очередь выполнена из пластмассового материала с обильным составом феррита. Верхняя часть этой оболочки обмотана проводом в 0,11 миллиметров (который выполнен из сплава никеля и железа) на 30 витков на каждый сантиметр. С наружной части у этого провода присутствует изолирующая оболочка, выполненная из поливинилхлорида. Концы провода соединяются специальными контактными зажимами из латуна, которые размещены на конце проводов. Такие зажимы необходимы для их установки в наконечник свечей, катушку зажигания, либо в распределитель зажигания.
Самой основной деталью в проводах считается величина сопротивления (распределительного по длине), а также величина напряжения изоляции (пробивного). В зависимости от того, какая величина распределительного сопротивления, у оболочки провода может быть разная окраска. Для таких систем зажигания, как например ВАЗ-21213, или ВАЗ 2108 устанавливают провода с синей окраской, где оборудована силиконовая изоляция, а распределительное сопротивление приходится на 2,55 кОм/м (2,28 – 2,82 кОм/м). Пробивное напряжение у таких проводов составляет до 30кВ.
У высоковольтных проводов зарубежного производства присутствует весьма повышенное распределительное сопротивление. Это связано с тем, что в них более строгие требования относительно подавления радиотелепомех. По величине распределительно сопротивления они могут составлять 9-25кОм на один метр, а это значительно больше, если сравнивать их с нашими, синими проводами. В таких высоковольтных проводах силиконовая изоляция оборудована лучше, а сами по себе провода – более мягкие. Когда в проводах увеличивается распределительное сопротивление, период сгорания искры относительно электродов свечи значительно уменьшается (разница приходится до 20 процентов). Также уменьшается энергия высоковольтного импульса (до 50 процентов).
Диагностика высоковольтных проводов.
Если Вы открыли капот автомобиля в темное время суток, когда двигатель работает, и обнаружили “северное сияние” , т.е. высоковольтные провода, которые сами по себе начали светиться, можно сделать вывод, что их необходимо заменить. Стоит отметить, что провода отечественного производства лучше не брать руками. До зарубежных проводов еще можно дотрагиваться, они более надежно выполнены. Когда в автомобиле установлена стандартная система зажигания, дотронувшись до проводов, можно получить просто неприятные ощущения, но вот когда система зажигания оборудована с высокой энергией, то искра может даже пробить кожу, другими словами, можно получить электротравму.
Высоковольтные автомобильные провода всегда должны находиться в чистом состоянии, в противном случае есть вероятность образования токопроводящих слоев грязи, которые в свою очередь будут уменьшать максимальное напряжение в области вторичной цепи. На резиновых колпачках, а также на изоляции не должно присутствовать никаких разрывов, либо трещин. Их появление может способствовать плохому запуску двигателя, утечке тока, а также и недостаточной работе автомобильного двигателя.