Одна из главных задач усовершенствования машин – это повышение их проходимости. За решение этой проблемы конструкторы принялись уже сотню лет назад. И сразу столкнулись с вопросом: что лучше, гусеницы или колеса ? Однозначного ответа нет. Прочитав нашу статью, Вы узнаете о плюсах и минусах этих приспособлений, и сможете сделать выбор для себя.
В принципе, колесо само по себе не вездеходно. Колеса позволили человечеству перевозить очень тяжелые грузы и мчаться на высокой скорости, но никаких преимуществ для движения по бездорожью колеса не предусматривают.
В начале двадцатого века все чаще начали применяться гусеницы. Запатентовал эту разработку Федор Абрамович Блинов в 1879 году. В 1912-м американская компания Holt стала производить тракторы на гусеницах. Гусеничные движители создавались специально для передвижения по бездорожной местности.
Также у гусениц есть и свои недостатки. Во-первых, металлические гусеницы с разборными звеньями являются очень тяжелыми – около четверти от веса всей машины. Не разборные устройства легче – их вес составляет около десятой части всей машины. Однако для их производства используются дорогостоящие материалы, срок службы меньше, а ремонт довольно сложен.
Ниже стоимость у резинометаллических гусениц. Но и у них есть минусы: они хуже сцепляются с грунтом и менее долговечны.
Если взять колесную и гусеничную машины с одинаковыми массами, то гусеничная будет менее экономична, имеет меньший запас хода и создает больше шума. Именно по этим причинам у колесных машин появилась возможность составить серьезную конкуренцию гусеницам. Осталось лишь понять, как повысить их проходимость.
История гусеничных и колесных вездеходов
Первый вариант – привод на все колеса. Реализацией этой идеи в 1909 году занялся русский завод «Лесснер». Автомобиль продемонстрировал гораздо лучшую проходимость, но дальше испытаний не уехал по причине постоянных поломок.
Второй вариант был предложен французским инженером Адольфом Кегрессом, решившим сочетать на одном автомобилей высокую проходимость гусениц и надежность и легкость колесного движения. Вместо обычных задних колес автомобилей он поставил шерстяную, а затем резинометаллическую тележку. Проходимость значительно возросла. В 1912 и 1914 годах Адольф получил патенты на созданные им полугусеничные вездеходы.
История продолжается. После переезда во Францию инженер занялся созданием полугусеничных машин для фирмы Citroen. Были и противники, и сторонники этого проекта. Так или иначе, к 1924-му было подготовлено 8 полугусеничных автомобилей , а компания организовала им пробег через Африку. За полгода автомобили преодолели около 30 000 км песчаных и степных бездорожных пространств. Средний ежедневный пробег составил 150 км, что было совсем не плохо для таких условий. После этого в некоторых странах начались разработки полугусеничных артиллерийских тягачей.
Колесные вездеходы Renault
Сторонники «чистого» колеса также не сдавались. В 1922-м Renault создали колесный автомобиль повышенной проходимости. Проектировали его так, чтобы он сохранял все преимущества колесной машины на хорошей дороге и мог соперничать на бездорожье и грунтовых дорогах с гусеничными вездеходами. Для этого у автомобиля было 3 оси, причем ведущими были оба задних моста, собранных в тележку.
Эти машины показали неплохой результат. На бездорожье они могли сравниться с гусеничными вездеходами , а на большинстве дорог превосходили их.
В 1925-м колесные вездеходы Renault совершили африканский рейд, повторив успех Citroen. Однако Renault повышенной проходимости были легкими машинами, в созданные по этой схеме тяжелые вездеходы показали гораздо более плохой результат.
К началу тридцатых годов прошлого века многие поверили в преимущества на бездорожье полугусеничных машин, а не автомобилей, оснащенных приводом только на задние колеса. Особенно привлекательной казалась идея превращения обычной колесной машины в полугусеничную. Именно за создание такой техники и взялись конструкторы.
Январь 25th, 2013 в 20:58
Нормальные такие вездеходы