Самым первым автокраном России был АТП-1 и если бы его сейчас поставить с существующими сорока тонными гигантами, то был бы просто карликом среди них. Выпущен он был 1943 годы и мог осуществлять работы по подъёму грузов на высоту до 3-х метров. В год с завода «Красный металлист» выпускалось до 130 единиц таких машин, но по причине бурного развития строительной отрасли страны, этого явно было не достаточно.
40-е и 50-е года
Основу для создания автокранов дали паровые тягачи, которые занимались разгрузочно-погрузочными работами и переносом тяжестей. В самом начале своего пути краны на передвижной платформе нашли своё применение в сельскохозяйственной отрасли и в капитальном строительстве не применялись, так как высота подъёма была не большая. Никаких изменений в модернизации автокранов того времени не было вплоть до 1941 года, пока завод «Январское восстание» не выпустил автокран АК-3 . Такой кран мог уже поднимать грузы до пяти метров весом до трёх тонн. В принципе оба крана были сильно похожи друг на друга: они имели полноприводную платформу на механическом или электрическом двигателе. Отличие было только в размещении на шасси: ЗиЛ или ЗиС, но в середине пятидесятых годов перенесли базу на шасси ГАЗ.
После Второй Мировой Войны появились заводы в Ставрополе и Балашихе. Они выпускали автокраны, которые могли поднимать тяжести на высоту до 7 метров и массой до 7,5 тонн. В 1951 году Ставропольский завод выпускает автокран на базе шасси ГАЗ-51А с гидроприводной системой. Все ранее существующие модели имели блочно-тросовый рабочий механизм, что не давало им полноценно осуществлять работы в строительной отрасли.
Активные 60-е годы
С каждым годом появлялись всё новые и новые модели автокранов. Передовым заводом в 60-е годы прошлого века был Львовский завод автопогрузчиков. Конструкторы этого завода выпустили кран АК-5 и АК-5г на базе ЗиЛ-164, где учли недостатки по прочности рамы, чтобы избежать поломки лонжероном и не было прогибов кузова. В состав автокранов Львовского завода входил дизельный электрический привод с башенно-стреловидным механизмом. Такие краны активно стали использоваться дородными службами и городскими строительными бригадами, в сельскохозяйственном секторе их практически не встречалось, поскольку они были слишком громоздкими. Конкурировать с АК-5г мог разве что К-2 – Ставропольский автокран. Его автострела работала от индивидуального двигателя Д37 и могла поднимать грузы до 4 тонн на высоту до 6 метров.
В скорее Ленинградский «Красный Металист» вновь заявил о себе, выпустив автокран К-104 на базе шасси КраЗ многомоторное устройство, которое могло на высоту до 16 метров поднимать до 10 тонн. Далее модельный ряд автокранов менялся вместе с появлением новых шасси грузовых машин. Новые рамы автокранов благодаря их усовершенствованиям и эффективности делали работу более мощной и продуктивной.
Последние десятилетия
После восьмидесятых годов модификация автокранов сильно изменились. Стали появляться краны с гидравлическим приводом, какой как “Ивановец”, который можно повсеместно встретить в наше время. Многие современные производители ушли от размещения стреловидной установки на шасси российских автопроизводителей и стали размещать кабины на рамах зарубежных марок.
Интересующие вас вопросы можете задавать в комментариях ниже.