Маховик одновременно относится к разного рода системам двигателя, потому как в каждой из систем он выполняет разные виды функций . Такие, как например:
1. Снижает неравномерное вращение коленвала ( маховик относится к кривошипно-шатунному механизму);
2. Передает крутящий момент от мотора к КПП (маховик относится к ведущему элементу на дисках сцепления);
3. Передает крутящий момент от стартера на коленвал мотора (маховик относится к ведомой шестерне редуктора в системе запуска мотора).
Из-за накопления и отдачи энергии кинетического характера, маховик сглаживает пульсации в крутящем моменте . При функционировании поршневой в моторе начинает запасаться энергия, и начинает расходоваться при иных тактов двигателя, также и на вывод поршневой от мертвой точки. Если в двигателе много цилиндров, рабочий ход у поршневой начинает занимать большее время, соответственно, крутящий момент в таком двигателе будет наиболее равномерным, ну а вес маховика будет меньшим.
Расположен маховик в торце коленвала, рядом с задним коренным подшипником. Он считается самым мощным подшипником во всем моторе, потому как в его задачу входит удерживание маховика на месте, и все его нагрузки, которые происходят в ходе работы.
По конструкции маховики различаются:
1. Сплошные маховики;
2. Облегченные маховики;
3. Двухмассовые маховики.
Самими популярными считаются сплошные маховики . На внешний вид они представляют из себя весьма большой диск со своим диаметром от 30-ти до 40-ка сантиметров, который изготовлен из чугуна. На внешней поверхности этого диска торчит напрессованный зубчатый венец из стали, который обеспечивает коленвал на проворачивание, когда двигатель транспортного средства начинает заводиться при помощи стартера. На одной стороне маховика стоит ступица, которая служит креплением к фланцу коленвала, а другая сторона выполняет функции диска сцепления. Когда двигатель работает на различных оборотах, коленвал начинает подвергаться крутильному колебанию, то есть он начинает то раскручиваться, то закручиваться. Специально по этому поводу предусмотрены специальные гасители таких крутильных колебаний. Один из таких гасителей и есть маховик специальной конструкции, точнее это двухмассовый маховик. Хотя, иногда его еще называют и демпферным маховиком.
Как устроен двухмассовый маховик:
Маховик состоит из двух дисков, которые соединены при помощи пружинно-демпферного рода системы. Система дает полное изолирование трансмиссии от крутильного колебания и обеспечивает нормальное бесперебойное функционирование ее элементов. Если использовать двухмассовый тип маховика, то демпфирующее устройство на дисках сцепления уже становится не обязательным.
Определенно, главный плюс у двухмассового маховика – это полное гашение всяких вибраций, идет изоляция шума, передачи переключать становится намного легче, синхронизаторы подвергаются меньшему износу, трансмиссия становится защищенной, а также топливо начинает расходоваться более экономично. Однако, постоянная работа такого маховика ведет к более быстрому износу системы пружинно-демпферного характера, и даже может привести к поломке дуговой пружины. Это все удерживает постоянное использование демпферного маховика на моторах.
Облегченный вид маховика используют в большинстве случаев для тюнинга мотора. Перемещение массы этого маховика на края диска приводит к уменьшению его общей массы, вплоть до полтора килограмма, а также уменьшается и инерционный момент. За счет того, что маховик меньше весит, двигатель начинает намного быстрее набирать обороты, у него становится лучшая разгонная динамика, и даже увеличивается мощность, примерно до пяти процентов.