Кроссовер объединил в себе качества внедорожника, SUV и вседорожника. Однако в нем есть некоторые преимущества и недостатки машин других классов, преимущественно обладающих кузовом универсал, минивэн и хэтчбэк.
Обычно данный класс авто строится на одной платформе с обыкновенными легковыми машинами. В нем сочетаются множество разных конструктивных особенностей. Например, большой дорожный просвет, высокая посадка и потолок, полный привод (однако, бывают кроссоверы с приводом и на одну ось, цена которых меньше по сравнению с полноприводными представителями данного типа автомобиля), хорошая управляемость в сравнении с внедорожниками и экономичность.
При выпуске кузовов кроссовера применяются самые современные технологии и конструкции (к примеру, монокок, или другими словами несущий кузов). Предназначение кроссоверов – это всевозможные испытания вне дороги. Однако в погоне за покупателем, производители стали создавать моноприводные комплектации кроссоверов, благодаря чему и появился термины «паркетный внедорожник» и «паркетник», так как они эксплуатируются преимущественно в городских условиях.
Со временем термин «паркетник» распространился на все машины класса CUV. Пониженная передача в раздаточной коробке, блокировки дифференциалов (межколесных и межосевых) и замена раздаточной коробки валом отбора мощности, соединенного со специальной муфтой (электромагнитной муфтой, вискомуфтой и т.д.), которая выполняет функции подключения 2-го моста, так же поспособствовали распространению данного термина.
Краткая история
Впревые термин «кроссвер» стал применяться компанией Chrysler, когда в 87 году прошлого столетия она приобрела American Motors Corporation и легендарный бренд «Джип» с ней заодно.
Экспериментальную версию Москвича 410|411|431 (4WD вариант Москвича-402), которая была выпущена в 57 году, некоторые люди считают самой первой в мире легковой машиной со своим легковым кузовом и увеличенным дорожным просветом. Однако кроссовером его не назовешь по причине использования для него легкового кузова. В наше время он бы не смог пройти ни один из тестов возможности свободного управления таким авто.
Автокомпании же стали применять данный термин только в начале 90-х гг. Кроссоверами называли те автомобили, которые сегодня мы именуем внедорожниками. Связано это с тем, что где-то до двухтысячных годов большинство машин, предназначенных для повседневной эксплуатации в чертах города, строилось на легковых платформах, в то время как грузовые в основном использовались для полноприводных внедорожников, которые так же назвали 4х4.
После двухтысячного года стали появляться кроссоверы с полугрузовой платформой body-on-frame, рассчитанной на легковую деятельность, и адоптированным под универсал салоном, при котором кузов составлял литую конструкцию monocoque. Получившееся авто было прочнее обычной легковой машины и почти такое же выносливое как настоящий внедорожник. Таким образом, хозяева данных автомобилей могли ездить на нем без проблем, как и в чертах города, так и за его пределами, где-нибудь по холмистой местности.
Первыми кроссоверами подобного типа стали ToyotaRAV4 (1994 год) и HondaCR-V (1995 год).
Отметим, что сейчас почти все выпускающиеся внедорожники являются кроссоверами. Связано это с тем, что принцип body-on-frame и monocoque для малых грузовых моделей стал так популярен, что сборные конструкции грузовых авто остались лишь у нескольких компаний. Это Toyota 4Runner, Jeep Wrangler, Toyota FJCruiser и Nissan Xterra.
Классификация по размерам
По размерам различают следующие кроссоверы: мини (Fiat 500X, DaihatsuTerios, Suzuki SX4 и т.д.), компактные (Honda CR-V, Opel Antara, BMW X3 и др.), среднеразмерные (BMW X5, Toyota Highlander, Mercedes-Benz M-класс и др.) и полноразмерные (Mazda CX-9, Mercedes-Benz GL-Class, Honda Pilot, Audi Q7 и т.д.).