спидометр

Самый первый вёрстомер или его современная аббревиатура, спидометр, смастерил в конце 18 века крепостной механик. До наших дней это механизм сохранился, и встретить его можно в Эрмитаже Петербурга.

Сейчас спидометр такая же важная часть машины как, например, руль или мотор. В современном мире невозможно представить не одно транспортно средство без приборов, которые регистрируют скорость и пройденный путь. Спидометр является одним из источников, к которому обращаются за подсчётом затраченного топлива на пройденном пути. Несмотря на многовековую историю, значения прибора нельзя считать идеальными, и постепенно на смену спидометрам приходит спутниковое позиционирование.

Погрешность механического спидометра

Первым на свет, конечно, появился механический спидометр, и свои показания брал с гибкого вала, связанного с редуктором автомобиля.  С тех пор принцип работы не намного изменился, некоторые отличия есть лишь в методике сбора данных между автомобилями с передним и задним приводом. Любой автомеханик скажет, что при изменении передаточного числа редуктора на 0,5 единиц меняется показание спидометра на 15%. Свою долю в показания прибора могут вносить изношенность покрышек и их размер. Так при установке не штатных шин, которые больше заявленных размеров производителя, снижается подсчёт оборотов, что прибавляет к общей сумме погрешности ещё 5%. Конечно это небольшое значение, но стоить учесть, что при слабо накаченных шинах снижается угол качения, и как следствие снижется скорость автомобиля, а расход топлива увеличивается, хотя данные на спидометре остаются прежними.

В транспортных средствах с передним приводом спидометр снимает показания с переднего левого колеса, в результате чего ещё одна погрешность появляется при каждом лишнем повороте колеса. Так при повороте налево показания будет ниже, чем при повороте на право.

Устройство и особенности механического спидометра

Рассмотрим основные части механического спидометра: алюминиевая катушка, имеющая возвратную пружину и стрелку, магнитный диск, гибкий вал и градуированный циферблат. Основным недостатком такого прибора является сильный износ его деталей, так уже на большинстве автомобилей не встречается гибкий вал, поскольку трос сильно изнашивается, и вместо него используют электронные датчики.

Электронный спидометр

В отличие от механики электронные спидометры менее завязаны на износ деталей и значит более точные . В среднем их погрешность принимают равной 6%. Погрешность появляется потому, что принцип работы остался то же, показания снимаются с ведущего колеса машины. Данные на приборе выводятся на электронный дисплей и на градуированную  шкалу со стрелкой. В место тросиков и катушек, в электронные показания снимают датчики и электронные одометры.

Альтернативный вариант

В современном мире, где счёт расхода топлива идёт не на километры, а на метры полностью отказаться от спидометра невозможно. Без такого типа устройства представление о дорожной обстановке и пройденном пути будет неполным, но наука не стоит на месте и уже предлагает установку в автомобиль приборы со спутниковым позиционированием . Такие устройства со временем вытеснят штатные спидометры по причине своей точности. Многие компании, организации и предпринимателя уже сейчас ставят такие устройства для подсчёта затрат на топливо в зависимости от пройденного пути, и экономия, как показывает практика, существенна.

Читайте также:

Поделиться ссылочкой: